Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

10.07.2008 | Архив "Итогов" / Общество

Скульпторы моего тела

Как Саша, Коля и Света учили меня качаться

Несколько лет назад врач в поликлинике, куда я пришла за какой-то справкой, с нескрываемым любопытством ощупала мои костлявые колени, локти и плечи и прописала мне "прием пищи". Услышав, что на аппетит я не жалуюсь, она посоветовала обследоваться, чтобы узнать, почему пища не усваивается. "Потому что у меня такая конституция", - ответила я и гордо покинула кабинет.

Момент, когда я перестала узнавать в зеркале свою конституцию, точной датировке не поддается. Но здравый смысл подсказывает, что ее изменения связаны с возрастом. Это он одарил меня какими-то несвойственными мне прежде мягкостями и общей расплывчатостью форм.

А заодно, после 17 лет курения, одышкой и острым нежеланием двигаться вообще. К счастью, с возрастом пришло и что-то вроде мудрости, а точнее - понимание, что так жить нельзя.

В отпуске я уговорила своих родственников научить меня пользоваться тренажерами в провинциальном американском фитнес-клубе. Это было заведение в высшей степени демократичное: за какие-то 50 долларов в месяц там занимались, не обращая друг на друга внимания, поджарые старички, мужчины и женщины средних лет, явно страдающие от пристрастия к пиву и жирной пище, и юные качки. Вернувшись в Москву, я принялась искать похожий клуб и нашла бассейн "Чайка", где примерно за 100 долларов в месяц мне предоставили доступ не только к бассейну, но и к тренажерному залу. Но это был уже совсем другой мир.

Облачившись в спортивную форму, следовало пробежать по скользкой дорожке мимо бассейна на открытом (холодном) воздухе и спуститься в подвал, где стояло штук пятнадцать тренажеров украинской фирмы Basile Gym. Далеко не новые, они временами угрожающе поскрипывали, иногда их заедало, а подогнать некоторые под мой небольшой рост представлялось вовсе невозможным. Накачанные молодые люди, чья должность называлась почему-то "тренер", с большим подозрением отнеслись к женщине, желающей заниматься на силовых тренажерах, и посоветовали заняться аэробикой.

Между тем существует теория - ее приверженцы, разумеется, считают ее единственно правильной, - что силовые упражнения как раз и есть самые эффективные для похудения. За час интенсивных занятий аэробикой вы потратите столько калорий, сколько содержится, например, в куске торта.

Выполняя силовые упражнения, вы потратите и того меньше, но зато нарастите мышечную ткань. А мышечные клетки в течение дня "съедают" в несколько раз больше калорий, чем жировые. То есть чем больше мышечной ткани и меньше жира, тем меньше шанс обзавестись новым жиром.

Так что я проигнорировала советы и косые взгляды "чайковских" тренеров и стала заниматься на силовых тренажерах. Уже к концу месяца результаты были видны: сошли пара лишних килограммов, проступили мышцы, общее самочувствие улучшилось, а гордость за себя была неизмеримой. А тут еще мне на помощь пришел финансовый кризис. Иностранцы, тысячами уезжавшие из Москвы, стали продавать свои членские карточки дорогих фитнес-клубов. Так я стала клиенткой Gold's Gym, что на стадионе Юных пионеров. И это опять был совсем другой мир.

Первый московский фитнес-клуб западного образца был основан в 1993 году 25-летней Ольгой Слуцкер, выпускницей Института физкультуры, фехтовальщицей и женой преуспевающего предпринимателя. "Мне самой негде было заниматься, - рассказывает г-жа Слуцкер. - И Бог послал такое просветление". На конкретные действия г-жу Слуцкер подвигли западные фитнес-клубы, в которых она успела позаниматься, путешествуя с мужем. Дело было не столько в тренажерах - хотя Ольга Слуцкер гордится тем, что в ее клубе тренажеры самого последнего поколения, - сколько в атмосфере клуба: "Не мы, тренеры, такие крутые, а все для клиента". Как утверждает Ольга Слуцкер, до того, как она создала клуб World Class, в России не было профессии персонального тренера (имеются в виду не те, кто работает с профессиональными спортсменами, а те, кому положено втягивать в занятия спортом людей, последний раз посетивших спортзал в школе).

Первыми клиентами World Class были живущие в Москве иностранцы, давно скучавшие без фитнес-клубов. Теперь большинство - российские граждане (один иностранец даже пожаловался мне, что все объявления в клубе на русском языке).

В 1994 году в Москве появился "Пляжный клуб", расположившийся в помещении театра Ленком. А теперь подобных клубов в городе по меньшей мере два десятка. Цены за членство разнятся от 540 долларов в год ("Панатта" на Серпуховской - директор клуба Андрей Климентьев объяснил, что, так как они открылись перед самым кризисом, за клиента приходится бороться) до 3 тысяч в год (World Class). Во всех этих местах качество тренажеров одинаково высокое. В большинстве есть зал для занятий аэробикой, во многих - комнаты для детей (а в World Class - тренажерный зал для них), практически всюду - сауна или парная и солярий. И все же главное, что отличает фитнес-клуб от спортзала, - это тренеры.

"Персональный тренер гораздо лучше психотерапевта, - говорит один американец российского происхождения, до своего отъезда из Москвы занимавшийся в "Пляжном клубе". - Во-первых, дешевле: 25 долларов в час вместо 150. Во-вторых, получаешь положительные эмоции и поддержку в неограниченных количествах". Большинство клубов включают первые три занятия с тренером в стоимость клубной карточки, этого более чем достаточно для того, чтобы разработать программу и научиться пользоваться тренажерами. Мне тренажеры были и так знакомы, к тому же я не люблю, когда мне говорят, что делать, как и когда. Поэтому я никогда не прибегала к услугам тренера.

А зря. После примерно восьми месяцев занятий мои результаты вдруг перестали быть впечатляющими: мышцы кое-где расслабились и почему-то не поддавались накачке. Оказалось, я не знала главного: программу нужно постоянно менять, чтобы не дать организму приспособиться. И вообще я многого не знала.

В Gold's Gym первая тренировка начинается с осмотра врачом. Девушка по имени Майя задала мне подробные вопросы про здоровье (так, ничего), вредные привычки (много) и питание (неправильное и нерегулярное).

Затем извлекла из бархатного ящичка какой-то прибор, напоминающий транспортир на палочке, и стала щипать меня за кожу и делать замеры. "Трицепсы слабоваты", - сказала она, ущипнув меня за верхнюю часть руки. Потом ввела циферки в компьютер и объявила: "Жира 22 процента. Можно сократить. Процентов до 18". Потом в распечатке моего "фитнес-теста" я прочитала, что хорошей формой для женщин считается наличие от 16-25 процентов жира, а спортивной - от 12 до 22. Но пока я чувствовала себя очень неправильной. И тут пришла тренер Света и меня утешила. Во-первых, я оказалась вполне подготовленной для того, чтобы сжигать жир и наращивать мышцы по продвинутой программе. Во-вторых, с силой у меня все в порядке: я, как показал эксперимент, могу лежа выжать половину своего веса 25 раз, а это много. Света выдала мне программу упражнений на неделю (четыре дня занятий, три дня отдыха) и показала все тренажеры, штанги и гантели, с которыми предстояло иметь дело. В программе прописано все: вес, который надо качать, количество повторений (для большинства упражнений - три захода по восемь - десять повторений), интервалы между заходами (для некоторых упражнений 30 секунд, для других - 45). Света велела обзавестись часами с секундной стрелкой.

"Есть такие модные тренеры в дорогих клубах, которые говорят, что нужно заниматься с секундомером", - с насмешкой сказал Николай в клубе "АВ-Флекс". Это камерный клуб, один из двух, расположенных на территории стадиона ЦСКА. Годовая карточка здесь стоит от 720 до 1200 рублей в зависимости от часов посещения клуба. Здесь есть и солярий, и сауна, но в малюсенькой раздевалке всего одна душевая кабинка, и полотенце нужно приносить с собой. Зал тоже очень маленький, но тренажеров на удивление много. Но главное - здесь есть тренер Коля, бывший штангист. На мое заявление, что я хочу "сжигать жир и наращивать мышцы", Коля сказал: "Ну куда еще? Нельзя ж совсем усохнуть!" Хороший человек. И педантичный. Когда показывает упражнение, спрашивает: "Какую мышцу мы сейчас разрабатываем? Не знаете? Длинную мышцу спины. Вот".

Коля подобрал для меня примерно те же упражнения, что и Света, не прибегая при этом к помощи компьютерной программы. Велел делать по 10 - 12 повторений, а перерывы между заходами делать такие, какие подскажет мой организм: дать ему отдышаться.

Саша в "Пляжном клубе" сказал прямо: "При вашем телосложении, то есть без избыточного веса, вам надо делать по 15 - 20 повторений каждого упражнения. А кардио (это такие тренажеры, как беговая дорожка, велосипед, степпер) - по желанию. Сделайте минут 10 для разогрева, потом, после тренировки, минут 15".

Света велела делать 5 минут для разогрева, потом 30 минут для сжигания жира после тренировки. Меньше, объяснила она, не имеет смысла: жир начинает гореть только после 20 минут.

Коля вообще ничего на этот счет не сказал: сдается мне, он это дело не уважает, да и в зале у него из таких тренажеров один только велосипед. А еще он сказал: "Тренер - это, конечно, замечательно. Но скульптор вашего тела - вы сами".



Источник: "Итоги", №26, 1999,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»