Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

01.03.2006 | Кино

Вам и не снилось

Испытание для нервов зрителя - история незавидной жизни Чикатило, помноженная на воображение итальянского режиссера

Осенью восемьдесят какого-то года в тогда еще советском Киеве проявились первые признаки разложения Империи. Школьники перестали носить форму, из классов вынесли портреты Ильича, а по пригородным лесополосам захромал Эвиленко (читай - Злодеенко) -  зажатый немолодой человек в клетчатой рубашке, пунктуальный педофил, убийца и убежденный сталинист. В начале фильма он (Малком Макдауэлл) работал учителем и любил залезать под юбки провинившимся третьеклассницам. Теперь герой уволен, зол на весь мир и, как вампир, жаждет детской крови. Остановить потрошителя пытаются следователь Лесьев, мечтающий об отставке, и подпольный психоаналитик Арон Рихтер, работающий, скорее, на общественных началах.

Фильм Дэвида Грико – настоящий евротреш. Сюжет, достойный газеты «Жизнь», снят с претензией на «Оскара». Мир советского человека показан с почти фотографической точностью, хоть и возведен в зазеркальную степень абсурда.

Популизм и доходчивость в проработке персонажей вообще свойственны итальянскому детективу, но Грико тут явно схалтурил. Взрослые упорно называют друг друга «товарищ», а типы в Киеве живут слишком уж комичные - особенно Рихтер. Он один отдувается за все возможные меньшинства СССР: интеллектуал, еврей, гомосексуалист, фрейдист, живущий «под колпаком» органов. Следователь тоже воплощение штампов: замечательная семья,  дурное начальство и нравственный закон внутри, не позволяющий бросить все и уехать в деревню, удить линей.

-Кого вы имеете в виду?
-Без имен, товарищ, без имен
!

Вся эта картонная братия выезжает, конечно, на бедняге Эвиленко. Портретное сходство Чикатило и Макдауэлла – уже достаточный аргумент «за».

Но главное здесь – даже не психологическая, а психиатрическая игра актера. По сценарию у героя серьезная фиксация на львах (царь зверей служит в его монологах эвфемизмом вождя народов) и наедине с собой он постоянно сгибает пальцы на манер когтей.

Добавьте к этим судорогам фирменную макдауэлловскою улыбочку невинного имбецила, с которой герой отрывает пасть от свежего пионера – и ночные кошмары гарантированы. А дурацкая идея объяснить неуловимость Эвиленко врачебной ошибкой (на случай ареста у людоеда-насильника имеется справка об импотенции) в финале так и вовсе выливается в натуральные 120 секунд Содома. Жутко смотреть на то, как Макдауэлл украдкой кушает детей. Но, поверьте - видеть, как голый следователь в порыве дознания стоит на коленях перед голым же героем и буквально ловит того за член, еще страшнее.



Источник: TimeOut, №5, 6-12 февраля 2006,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.